СВЯТЫЕ ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
на главную
Агафия Мельгунова, в девичестве Белокопытова, появилась на свет в семье нижегородских помещиков, богатых и богобоязненных. Предполагают, что это в начале 1730х годов. Отец, доблестно служивший Отечеству и Государю в драгунском полку, умер, когда его единственная дочь была еще ребенком, и мать растила Агафью и ее братьев одна.


ЗАМУЖЕСТВО И ВДОВСТВО
Агафья вышла замуж в юном возрасте, вступив, по желанию матери, в брак Яковом Иевичем Мельгуновым, который был старше нее на 6-7 лет. Будучи военным, Яков Иевич дослужился до чина полковника, участвовал в военных походах, оставляя обширные имения на управление молодой жены.
Но семейное счастье Агафьи Семеновны было коротко: около 1756 года супруг ее умер, оставив ее с маленькой дочерью. Она была еще молода, приятной наружности и нрава, и могла бы снова выйти замуж. Наследство, оставшееся ей, было велико: ей перешли обширные поместья в Рязанской, Владимирской и Ярославской губерниях, прекрасный городской дом в Рязани, более семисот крепостных крестьян. Но Агафья Семеновна видела свое будущее иначе, ее тайные мысли были о монашестве.
Около 1760 года, вместе с маленькой дочкой, она едет в Киев. Здесь, во Флоровском монастыре, е постригают в монахини. Теперь ее имя – Александра.
Но совсем недолго оставалась мать Александра во Фроловском монастыре. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.


ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
Мать Александра провела в пути много времени, и остановившись в селе Дивееве, неподалеку от Арзамаса, она, сильно уставшая села отдохнуть у бревенчатой стены храма Первомученика Стефана и здесь ей было новое явление в тонком сне или наяву (доподлинно неизвестно) Божией Матери. Богородица обратилась к монахине с такими словами: "Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве, и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе, живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я обосную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной".
Дивеево располагалось на пути в Саровский монастырь, известный своими опытными духовниками и богоносными старцами, в него, не мешкая, направилась обрадованная Агафья Семеновна за руководством и мудрым советом.


ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ УХОД ОТ МИРА
В девятилетнем возрасте умирает дочь Агафьи Семеновны. Эта смерть обрывает ее последние связи с миром, и она целиком посвящает себя служению Богу. Она распродает свои имения и отпускает всех желающих уйти крестьян на волю. На полученные деньги мать Александра строит храмы и щедро раздает милостыню.
Матушка Александра не брезговала никакой грязной и тяжелой работой, словно и не была никогда богатой барыней, сама убирала хлев, стирала белье, ходила за скотиной, незаметно помогала одиноким и больным крестьянам в поле и по дому. Тайком творила милостыню, оставив по себе добрую память у жителей ближайших деревень.
Известен, например, такой случай. Время, когда в Дивееве строился каменный Казанский собор, (раньше крестьяне обходились летней деревянной церковью) пришлось на Пугачевский бунт. Это было трудное время для всех, страшное и голодное. Мать Александра собрала деревенских ребятишек и попросила помогать на строительстве, поднося строителям кирпичики. В конце дня она раздавала маленьким работникам по пятаку и кормила их сухарями с водой. Благодаря этой милостыне жители села в эти тяжелые годы не знали голода. Своими руками с любовью вышивала матушка нехитрое приданое деревенским девушкам, крестьяне хранили как святыню вышитые ей полотенца и сорочки.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОМУЧЕНИКА АРХИДИАКОНА СТЕФАНА
Во время строительства Казанского храма произошло еще одно чудо. Один из его приделов было задумано посвятить Казанской иконе Божией Матери, матушка также заказывала в Казани список, сделанный специально для этого со знаменитого Казанского образа. Второй - Николаю Чудотворцу. Но матушка долго пребывала в полном недоумении, кому посвятить третий.
И вот, как-то ночью она молилась о вразумлении в этом деле, когда внезапно раздался стук в окно и голос: "Ты недоумеваешь, в чье имя устроить придел? Создай его во имя мое". "Кто ты?" "Я - апостол первомученик архидиакон Стефан!" - ответил голос. А утром на окне была обнаружена икона самого первомученика Стефана, писанная на узкой грубой дощечке. Сначала этот образ поместили в построенном Казанском храме, а позже он стал келейной иконой самой матушки.

НАЧАЛО ОБИТЕЛИ
Собор был построен, но нужна была еще земля для дальнейшего обустройства. Но Богородица не оставила Своего Удела, вскоре нашелся жертвователь. Дивеевская помещица Жданова отписала будущей монашеской общине принадлежащий ей участок земли в 1300 квадратных сажен, прилегающей к храму.
Здесь стараниями матери Александры были построены первые три домика. В первом она жила сама вместе со своей келейницей, в другом три послушницы, а в третьем останавливались богомольцы, направляющиеся в Саров. Так было положено начало Дивеевскому монастырю.
Насельницы новой общины с самого ее основания жили по уставу Саровского монастыря под мудрым руководством Саровских старцев и кроткой матушки Александры. Устав предполагал тяжелый труд и долгие молитвенные бдения, а также строгие посты.
Молитвенный подвиг самой преподобной был сокрыт от посторонних глаз, но известно, что по молитвенным своим трудам и добрым делам она сподобилась от Господа дара благодатных слез. За ум, не уступающий мужскому, за знание церковных уставов, ее уважали и крестьяне, и знатные люди, и духовенство. Многие ходили с ней за советом, а в воскресные дни она после литургии оставалась и беседовала с крестьянами на церковной площади, наставляя их в христианских добродетелях.


МАТУШКА АЛЕКСАНДРА И СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
С большим уважением относилась старица к иеродиакону Серафиму, тогда еще совсем молодому, словно понимая, что ему предстоит стать святым Серафимом Саровским. Сам же святой Серафим так вспоминал о ней: "Матушка Агафия Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного, имея слез источник непрестанный такой, что в бытность ее здесь, в Сарове, во время служб церковных, когда она становилась в теплом соборе, против чудотворной иконы Живоносного Источника, из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась тогда благодатным источником этих слез"!


ПОСТРИЖЕНИЕ В СХИМУ И КОНЧИНА
Но управлять новоучрежденной по воле Богородицы сестринской общиной преподобной Александре оставалось только полгода. В 1788 году пришло ее время отойти ко Господу. В Петров пост матушка Александра, поняла это и приняла пострижение в схиму с прежним именем Александры. Она уже была сильно больна и попросила пособоровать ее.
После соборования она передала Саровскому монастырю последние оставшиеся у нее средства на помин своей души и попросила отца Пахомия (Назарова), после ее смерти взять на себя руководство сестрами, на что тот ответил: "Матушка, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, - духовность его тебе известна, и он молод, - доживет до этого, ему и поручи это великое дело".
Схимонахиня Александра скончалась в возрасте 60 лет 13 июня 1789 года. Серафим Саровский предвидел, что мощам угодницы Божией еще предстоит почивать в основанной ей обители открытыми для всеобщего поклонения, и благословлял ходить как можно чаще на поклон к ее могиле.
С 2000 года мощи матушки Александры покоятся в храме Рождества Богородицы, вместе с преподобными женами дивеевскими.
ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
МАТУШКА АЛЕКСАНДРА (АГАФЬЯ МЕЛЬГУНОВА)
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафья Мошнины были жителями Курска. Отец Исидор Иванович в конце жизни начал постройку собора, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Мать Агафия Фотиевна, продолжавшая после смерти мужа постройку собора, взяла однажды туда с собой сына Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Однажды Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который преподобный всю жизнь носил на груди.
Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и оставаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился хлебопеком и столяром, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь к Господу. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатными видениями во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения отец Серафим сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес: "Господи, спаси благочестивых", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. После видения батюшка усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.
В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля отца Пахомия, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, преподобный взял также благословение у нового настоятеля − отца Исаии − и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращался к себе в келию после литургии.
Преподобный Серафим проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей, со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Отец Серафим держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.
Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но святой старец ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Так в сугубой молитве провел преподобный старец 1000 дней и ночей.
Посрамленный диавол задумал умертвить святого и наслал грабителей. Подойдя к нему, работавшему на огороде, разбойники стали требовать деньги. У отца Серафима в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить его, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. К нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что отец Серафим после таких побоев остался жив. Но батюшка не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном и даровала ему исцеление.
После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он обратно ушел в пустынную келию. Оставшись навсегда согбенным, батюшка ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии отец Серафим взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось стяжание мира души и радости о Святом Духе.
Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Тайн, или вернуться в обитель. Весной 1810 года преподобный возвратился в обитель после пятнадцати лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя требующих наставления, утешения, руководства и исцеления людей. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный Серафим открыл двери своей келии для всех.
Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к нему чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям "радость моя, сокровище мое". Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе император Александр Первый.


В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище − Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия к Дивеевской первоначальнице монахине Александре, и тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о дивеевских сиротах. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Заботы о Дивеевской обители разделяли его ученики и духовные друзья − Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный батюшкой Серафимом от тяжкой болезни и по его совету принявший подвиг добровольной нищеты, Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен обители, Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным и ставший "служкой Серафимовым и Божией Матери".

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили батюшку Серафима как великого подвижника и чудотворца.
За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим сподобился двенадцатого явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев − святых мучениц и преподобных.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о своей близкой кончине. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, − близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года батюшка в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился. Второго января келейник преподобного, отец Павел почувствовал запах гари и зашел навестить батюшку Серафима. Когда двери открыли, оказалось, что свечи опрокинулись, книги загорелись, а сам батюшка стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Было ему было 79 лет. Его чистая душа во время молитвы была взята ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Келья, в которой скончался преподобный Серафим, вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году. В этой келье, в бронзовых витринах хранятся: мантия преп.Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой. В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня.

При деятельном участии императора Николая II, преподобный Серафим был причислен к лику святых в 1903 году. Канонизация святого старца состоялась 18 июля 1903 года, в день его рождения. В Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше 100 тыс. человек. 17 июля на торжества приехал Государь с императрицей, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Федоровною, великие князья Николай и Петр Николаевичи, и иные царственные лица и сопровождавшие их министры: Плеве, Хилков, Саблер, Воронцов-Дашков и др.
Тожество прославления началось 18 июля в 6 часов вечера благовестом в большой колокол. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. После каждения вокруг гроба Государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. С пением крестный ход двинулся вокруг Успенского собора. Событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.
У храма находилась большая группа больных-несчастных, среди них лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина - мать лежавшего комочка. Между тем храмовое пение усиливалось. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. В этот момент маленький клубочек, сильно вздрогнул, застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: "Мама, я здорова". Великое чудо милости Божией совершилось!
Слава о святой жизни отца Серафима стала все более распространяться. Этому способствовали и новые чудеса, о которых приходили вести отовсюду. Где-то он являлся во сне и исцелял болящих, в других местах чудодействовала вода из его источника или даже слитая с кусочков от его камней, в Сарове и Дивееве исходили бесы от несчастных одержимых, кому-то помогал песочек от его могилы или кусочки хлеба, раздаваемые в Дивееве, в память сухариков отца Серафима.
Сейчас мощи преподобного Серафима Саровского покоятся в Троицком соборе свято-Дивеевского монастыря.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы
и монахини Елены – находятся в Храме Рождества Богородицы

Схимонахиня Александра является первоосновательницей Дивеевской обители. Она была святой удивительной жизни, и именно ей было видение Матери Божией о том, где возводить монастырь, ставший Четвертым уделом Богородицы.

Схимонахиня Марфа поступила в монастырь в 13 лет, еще будучи девочкой. Но батюшка Серафим увидел в ней избранное Богом дитя. Схимонахиня Марфа умерла 19 лет отроду, приняв по особому благословению постриг в схиму.

Монахиня Елена Мантурова была родной сестрой помещика Михаила Мантурова, которого батюшка Серафим любил за сердечную доброту и желание благодетельствовать Дивеевскому монастырю. И когда Михаил Мантуров смертельно заболел, батюшка Серафим призвал его сестру, находящуюся в монастыре и спросил, не готова ли она умереть за брата, так как тот еще нужен здесь, для того, чтобы потрудиться Дивеевской обители. И монахиня Елена с великим послушанием ответила: "Благословите, батюшка!". Вскоре она заболела и слегла, а брат ее пошел на поправку. Так Господу было угодно явить миру чудо любви и послушания.

Все три подвижницы после своей смерти покоились в могильном склепе возле Казанской церкви в Серафимо-Дивеевском монастыре.
21 июня 2000г было принято решение причислить святых Дивеевских жен к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Святые останки были положены в новые гробы и поставлены в храм Рождества Христова. А день прославления был назначен на 22 декабря – день основания Мельничной общины. На сегодняшний день мощи святых жен Дивеевских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены покоятся в храме Рождества Богородицы. Это нижний храм, находящийся под храмом Рождества Христова.

Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь

Есть в христианстве особый подвиг, и некоторыми святыми он почитался выше монашеского. Это юродство. Когда человек совершенно в добром здравии начинает вести себя как "безумный" и говорить притчами, терпеть нищету и поношения от людей Христа ради, а в тайне молиться за всех людей. В народе их звали блаженными.
И Дивеевская обитель сподобилась быть пристанищем не одной, а нескольких блаженных. "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" открывает нам истории удивительных Дивеевских подвижниц - юродивых Пелагеи (Серебрянниковой, скончалась в 1884 г.), схимонахини Параскевы (Паша Саровская, скончалась 1915 г) и Марии (Фединой, скончалась в 1931 г.).
В 2004 году Дивеевские блаженные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в конце сентября этого же года были обретены их честные останки. Уже во время раскопок старинных склепов, и сразу после поднятия мощей были чудеса исцеления среди самих же рабочих монастыря. Продолжаются чудеса и скорая помощь после молитв блаженным и по нынешний день.
Мощи Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии находятся в Казанской церкви, которая представляет единый комплекс с церквями Рождества Христова и Рождества Богородицы. В храме служатся церковные службы, молебны и акафисты у мощей блаженных.

Мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой) – Казанская церковь
Преподобноисповедница Матрона родилась в 1889 году селе Пузо, Нижегородской губернии. Оставшись сиротой, она оказалась на воспитании в Серафимо-Дивеевском монастыре, где у девочки заметили способности к рисованию. Так живопись стала ее послушанием.
После революции в 1927 году власти закрыли Серафимо-Дивеевский монастырь и сестры стали разъезжаться. Инокиня Матрона поселилась с некоторыми монахинями в селе, где служила при церкви и мирно зарабатывала себе на хлеб рукоделием. Но ареста избежать не удалось.
На долю тихой подвижницы выпал не один арест, а целых три. Первый арест был в 1933 году на три года, второй – в 1937 на десять лет, и последний в 1949. В 1954 году родной брат Матроны писал прошение о помиловании. Из ссылки инокиня возвратилась в село Пузо и до самой своей кончины жила у брата. Скончалась преподобноисповедница Матрона 7 ноября 1963 года. В 2001 году в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено и имя преподобноисповедницы Матроны Дивеевской. Ее мощи покоятся в казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря, рядом с мощами Дивеевских блаженных.

Святые мощи достойны благоговейного нашего чествования не только потому, что это – останки людей, славных своей добродетельной жизнью, но и потому, что они являются вместилищами благодати Святого Духа, обильно подаваемой приходящим с верою.
В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские, и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Как с живыми, мы продолжаем общаться со святыми после их праведной кончины, и наше общение выражается в молитве. Ежедневно утром и днем у мощей преподобного Серафима служатся молебны. Ко всякому делу в обители приступают не иначе как после молитвы к нему. Вся монастырская жизнь сосредоточена около батюшки Серафима, духовного отца, попечителя и устроителя обители.
Как к спасительному источнику, приходят люди к мощам и других дивеевских святых, которых стало восемь после того, как в 2004 году были обретены святые останки блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии и в 2007 году – преподобноисповедницы Матроны.
Мощи хранятся в раках – специально украшенных гробах, сделанных из драгоценных металлов или ценного дерева. Раки украшают резьбой, камнями, цветами
ПРЕПОДОБНЫЕ ЖЕНЫ ДИВЕЕВСКИЕ
Made on
Tilda