СВЯТЫЕ ИКОНЫ ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Икона преподобного Серафима Саровского размещена в Троицком соборе. Это копия с его прижизненного портрета, выполненная на рубеже XIX и XX веков в иконописной мастерской Дивеевской обители художником Серебряковым, иноком Саровской обители. Образ написан на доске, как икона.
В оригинале, как вспоминала монахиня Серафима, фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе – фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния.
О художнике Серебрякове в "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" сказано, что "он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном". Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал церковь Живоносного Источника. Самое значительное произведение Серебрякова – росписи Воскресенского собора в Арзамасе. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров.
Портрет преподобного Серафима Саровского писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Евстафьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX века, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.
Прижизненный портрет преподобного Серафима работы Серебрякова бережно хранился в покоях настоятеля Саровской пустыни. Неизвестна судьба этого портрета после закрытия монастыря в 1927 году. Живописные повторения этого образа находятся в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, в Нижегородском епархиальном управлении, частных собраниях.
Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами.
До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.


ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
на главную
Келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл "Всех радостей Радость", упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затворничества, он стал принимать в своей келье людей. По преданию, святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. После совместной покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой, и этот человек получал исцеление.
Икона Божией Матери "Умиление" это трогательный образ, который представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону "Умиление" и молился перед ней ночами.
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери "Умиление". Старицы Дивеевской обители вспоминали, что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной". После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом "Умиление" икону поместили в Троицком соборе.
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. Во время крестного хода из Дивеева в Саров, монахини Дивеевского монастыря несли чудотворную икону Божией Матери "Умиление".
Слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
Келейная икона преподобного Серафима в годы безверия не исчезла. Дивеевские сестры, жившие в Муроме после закрытия монастыря, а позже – московский священник Виктор Шиповальников оберегали эту святыню. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II.
Сейчас она находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят в Богоявленский Елоховский собор на патриаршее богослужение.
В Троицком соборе Дивеевского монастыря сейчас находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX века, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис. В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери "Умиление".
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ"
ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Чудотворная икона Божией Матери "Казанская" имеет свою интересную историю.
В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы "Казанский". Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма. В 1943 году она чудесным образом обновилась.
В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, исходящих от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она находится и сейчас в Троицком соборе.

ИКОНЫ ИЗ КЕЛЬИ БАТЮШКИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Три старинные келейные иконы – Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этом храме покоятся и мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.
ВЕЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Сегодня многочисленные паломники Серафимо-Дивеевского монастыря имеют возможность увидеть вещи, принадлежавшие преподобному Серафиму Саровскому. 19 декабря 1999 года Дивеевскому монастырю были переданы деисус из кельи преподобного Серафима, Страстная икона Божией Матери, переданная батюшкой Серафимом еще при жизни дивеевским сестрам с тем, чтобы перед ней всегда горела неугасимая лампада.
Батюшкины святыни сейчас доступны каждому в Троицком соборе. Они положены в витрины близ раки со святыми мощами самого преподобного Серафима.
В Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря находится большая, написанная в Нижегородских землях в начале XX века (около 1903 года), икона преподобного Серафима Саровского в рост на фоне Саровского монастыря.
Часть святынь преподобного Серафима хранится в музее Серафимо-Дивеевского монастыря, который устроен в доме святой блаженной Параскевы Дивеевской. Здесь можно увидеть прижизненный портрет старца. Дивеевские сестры сберегли часть нательной рубашки батюшки, а также огарок свечи из его келии. Передавая эту свечу сестрам Мельничной общины, святой саровский старец велел непременно сохранить ее, предсказывая, что с ней его будут встречать в Дивееве. Сестры выполнили завет батюшки – они берегли свечу около 160 лет, и в 1991 году с ней встречали в Дивееве вновь обретенные мощи преподобного. Так чудесно исполнилось его предсказание.
В 1997 году в Арзамасский Свято-Николаевский монастырь две жительницы принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы.
Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божьей и ручку Младенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери "Избавление от бед страждущих". Тогда никто из сестер не предал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись.
Когда число паломников, приходящих к этой иконе стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался — образ пресвятой Богородицы источает само дерево.
Свято-Николаевский монастырь расположен рядом с селом Дивеево. Паломники, возвращаясь из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, уставшие от бессонных ночей, дороги и молитвенных трудов приходят в Свято-Николаевский монастырь, чтобы поклониться иконе Божией Матери "Избавление от бед страждущих"
Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы "Избавление от бед страждущих" в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери "Избавление от бед страждущих". В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.

АРЗАМАССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
"ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ"
Made on
Tilda