ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и оставаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился хлебопеком и столяром, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь к Господу. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатными видениями во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения отец Серафим сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес: "Господи, спаси благочестивых", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. После видения батюшка усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.
В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля отца Пахомия, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, преподобный взял также благословение у нового настоятеля − отца Исаии − и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращался к себе в келию после литургии.
Преподобный Серафим проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей, со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Отец Серафим держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафья Мошнины были жителями Курска. Отец Исидор Иванович в конце жизни начал постройку собора, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Мать Агафия Фотиевна, продолжавшая после смерти мужа постройку собора, взяла однажды туда с собой сына Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Однажды Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который преподобный всю жизнь носил на груди.
Преподобный Серафим всегда относился к декабристам, как к врагам веры Православной. «Всё то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии» — есть истинное антихристианство. Всецелое анафематствование всей мерзости отступлений от святой Вселенской Веры Христовой нивелирования всего на свете, то есть по-русски — декабризма.
...Два брата приехали в Саров и пошли к Старцу (это были два брата Волконских); он одного из них принял и благословил, а другому и подойти к себе не дал.
Святой Серафим на него яростно закричал, как на самого величайшего преступника и отступника от Христа: «Гряди откуда ты пришел», — и прогнал его прочь.
По рассказам очевидца, страшно даже было смотреть на старца в это время.
А брату его про него сказал, «что он замышляет недоброе, что смуты не окончатся хорошим и что много будет пролито слез и крови», и советовал образумиться вовремя. И точно, тот из двух братьев, которого он прогнал, — попал в беду и был сослан.
Отвечая на недоуменный вопрос послушника, старец подвел его к колодцу, вода в котором была мутной и грязной. «Так и этот человек намеревается возмутить Россию», — произнес праведник, ревнующий о судьбах русской монархии.
Генерал-майор, князь Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865), был членом Союза благоденствия и Южного общества; осужден по I разряду и по конфирмации приговорен на каторжную работу на 20 лет (срок сокращен до 15 лет). Отправлен в Нерчинские рудники, а затем переведен на поселение.
Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но святой старец ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Так в сугубой молитве провел преподобный старец 1000 дней и ночей.
Посрамленный диавол задумал умертвить святого и наслал грабителей. Подойдя к нему, работавшему на огороде, разбойники стали требовать деньги. У отца Серафима в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить его, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. К нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что отец Серафим после таких побоев остался жив. Но батюшка не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном и даровала ему исцеление.
После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он обратно ушел в пустынную келию. Оставшись навсегда согбенным, батюшка ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.
После смерти настоятеля отца Исаии отец Серафим взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось стяжание мира души и радости о Святом Духе.
Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Тайн, или вернуться в обитель. Весной 1810 года преподобный возвратился в обитель после пятнадцати лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя требующих наставления, утешения, руководства и исцеления людей. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный Серафим открыл двери своей келии для всех.
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище − Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия к Дивеевской первоначальнице монахине Александре, и тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о дивеевских сиротах. Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Заботы о Дивеевской обители разделяли его ученики и духовные друзья − Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный батюшкой Серафимом от тяжкой болезни и по его совету принявший подвиг добровольной нищеты, Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен обители, Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным и ставший "служкой Серафимовым и Божией Матери".
В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили батюшку Серафима как великого подвижника и чудотворца.
За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим сподобился двенадцатого явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев − святых мучениц и преподобных.
В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о своей близкой кончине. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, − близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года батюшка в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился. Второго января келейник преподобного, отец Павел почувствовал запах гари и зашел навестить батюшку Серафима. Когда двери открыли, оказалось, что свечи опрокинулись, книги загорелись, а сам батюшка стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Было ему было 79 лет. Его чистая душа во время молитвы была взята ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе император Александр Первый.
Келья, в которой скончался преподобный Серафим, вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году. В этой келье, в бронзовых витринах хранятся: мантия преп.Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой. В 1891 году над гробницей преподобного была выстроена часовня.
При деятельном участии императора Николая II, преподобный Серафим был причислен к лику святых в 1903 году. Канонизация святого старца состоялась 18 июля 1903 года, в день его рождения. В Саров со всех концов Святой Руси сошлись не меньше 100 тыс. человек. 17 июля на торжества приехал Государь с императрицей, великий князь Сергей Александрович с великою княгинею Елизаветою Федоровною, великие князья Николай и Петр Николаевичи, и иные царственные лица и сопровождавшие их министры.
Тожество прославления началось 18 июля в 6 часов вечера благовестом в большой колокол. Народ не мог вместиться в монастырь даже в третьей части своей и молился вокруг него. После каждения вокруг гроба Государь и великие князья с назначенными архимандритами вынесли его наружу, где он был поставлен на носилки и поднят высоко над головами всех. С пением крестный ход двинулся вокруг Успенского собора. Событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров.
У храма находилась большая группа больных-несчастных, среди них лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина - мать лежавшего комочка. Между тем храмовое пение усиливалось. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. В этот момент маленький клубочек, сильно вздрогнул, застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: "Мама, я здорова". Великое чудо милости Божией совершилось!
Слава о святой жизни отца Серафима стала все более распространяться. Этому способствовали и новые чудеса, о которых приходили вести отовсюду. Где-то он являлся во сне и исцелял болящих, в других местах чудодействовала вода из его источника или даже слитая с кусочков от его камней, в Сарове и Дивееве исходили бесы от несчастных одержимых, кому-то помогал песочек от его могилы или кусочки хлеба, раздаваемые в Дивееве, в память сухариков отца Серафима.
Сейчас мощи преподобного Серафима Саровского покоятся в Троицком соборе свято-Дивеевского монастыря.